Просто о разном: Фрида, Frida Khalo. Боль.

пятница, 11 октября 2013 г.

Фрида, Frida Khalo. Боль.

 Случайно попалась на глаза фотография женщины


и захотелось о ней рассказать .....

 О женщине столь непохожей на других - революционерка, коммунистка, еврейка с индейскими корнями, калека, художница, бунтарка, бисексуалка, психопатка, умная, страстная, некрасивая женщина... самая знаменитая мексиканская художница 20-го века. Она была разной и всегда, среди любых обстоятельств оставалась сама собой. И никто не знал ее. Ее называли самой загадочной женщиной всех времен.
Фрида Кало родилась в Мехико в 1907. Отец - фотограф, по происхождению - еврей, родом из Германии. Мать - испанка, рождённая в Америке. Фрида Кало в 6 лет заболела полиомиелитом, после чего осталась хромота. "Фрида — деревянная нога" — жестоко дразнили ее сверстники. А она наперекор всем плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. На ногу натягивала по 3–4 чулка, чтобы выглядела, как здоровая.
 Ей было 18 лет, когда  дождливым вечером 17 сентября 1925 года она попала в аварию. Автомобиль, в котором Фрида ехала со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. Удар был таким сильным, что парня вышвырнуло из машины. Но он легко отделался — лишь контузией.



 А Фрида... повреждения включали тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим токосъемником, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. Она, несмотря на горячее желание, так и не смогла стать матерью. 


 Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов. "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего".
В 22 года Фрида Кало поступает в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу).  На 1000 студентов взяли только 35 девушек. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным. Там Фрида Кало встречает будущего мужа Диего Риверу, только вернувшегося домой из Франции. Он работал в Подготовительной школе над росписью «Созидание».
 Ему было 43 г, ей — 22. Он был самым знаменитым художником Мексики. Сближало двух художников не только искусство, но и общие политические убеждения — коммунистические. Их семейная жизнь бурлила страстями. Их непростая совместная жизнь стала легендой. Измены, разводы, новые женитьбы друг на друге, но теперь уже чисто платонические, то есть с параллельными, в том числе, и однополовыми любовями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали отношения, по словам одного из друзей, "страстные, одержимые и порой мучительные". В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел. Удар для Фриды был жестоким. Гордячка, она своей болью не желала делиться ни с кем — только выплеснула ее на холст. Получилась картина, быть может, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти раны. "Всего-то несколько царапин!" — назвала полотно ироничная Фрида.


После измены Диего она решила, что тоже имеет право на любовные увлечения. Это взбесило Риверу. Позволяя себе вольности, он был нетерпим к изменам Фриды. Знаменитый художник был болезненно ревнив. Однажды, застав жену с американским скульптором Исамой Ногучи, Диего выхватил пистолет. К счастью, не выстрелил. 
 Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница восхищалась "трибуном русской революции", тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют.
В январе 1937 года Лев Троцкий и его жена Наталья Седова сошли на берег в мексиканском порту Тампико. Их встречала Фрида — Диего лежал тогда в госпитале. Художница привезла изгнанников в свой "голубой дом", где они нашли наконец тишину и покой. Яркая, интересная, обаятельная Фрида (после нескольких минут общения ее болезненных увечий уже никто не замечал) мгновенно пленила гостей. Почти 60-летний революционер увлекся, как мальчишка. Он всячески пытался выразить свою нежность. То будто невзначай притрагивался к руке, то тайком касался под столом ее колена. Строчил пылкие записки и, вложив их в книгу, передавал прямо на глазах своей жены и Риверы. Наталья Седова о любовной авантюре догадывалась, а Диего, говорят, так никогда и не узнал о ней. "Я очень устала от старика", — якобы обронила однажды Фрида в кругу близких друзей и оборвала недолгий роман.
Кстати, Фриду арестовали, поскольку за несколько дней до убийства Троцкого она сидела в кафе с его убийцей Меркадером.


 Есть и другая версия этой истории. Молоденькая троцкистка будто бы не устояла перед напором трибуна революции. Их тайное свидание состоялось в загородном поместье Сан-Мигель Регла, в 130 километрах от Мехико. Однако Седова зорко следила за мужем: интрижка была задушена на корню. Вымаливая у жены прощение, Троцкий назвал себя "ее старой верной собакой". После этого изгнанники покинули приютивший их дом.
Но это слухи. Никаких свидетельств этой романтической связи нет.
 Больше всего в жизни Фрида любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, он искрилась юмором, могла хохотать до изнеможения, подшучивать над собой, развлекаться и от души кутить. И только взяв кисть, позволяла себе думать о неизбежном. Она мечтала о ребенке, но страшная травма не позволила ей иметь детей. Три беременности — а это был настоящий подвиг в ее положении — закончились трагично. И тогда она стала рисовать детей. Чаще всего — мертвых.  Хотя большинство ее картин, натюрмортов, пейзажей пронизаны солнцем и светом. 


 Фрида была коммунисткой. Она вступила в мексиканскую компартию в 1928 году, но через год вышла из нее вслед за исключенным Диего Риверой. А через десять лет, верная своим идейным убеждениям, снова вступила в компартию. В ее доме на книжных полках стоят потрепанные, зачитанные до дыр тома Маркса, Ленина, работы Сталина, рядом — Зиновьев, изданный в 1943 году в Мехико, тут же — публицистика Гроссмана, посвященная Великой Отечественной войне, и совершенно неожиданная "Генетика в СССР". В спальне, в изголовье кровати, висят большие портреты основоположников марксизма-ленинизма и самых даровитых их последователей. В частности, Мао Цзедуна в красивой деревянной раме. увеличенная фотография, тоже в раме: Ленин выступает с трибуны на Красной площади перед уходящими на фронт красноармейцами. Инвалидная коляска стоит рядом с подрамником, на холсте незаконченный портрет Сталина. Вождь изображен суровым, с нахмуренными бровями, в белом парадном кителе, с одним золотистым маршальским погоном. Второй погон Фрида нарисовать не успела...
 Поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке. Теперь она может передвигаться только в инвалидной коляске. Через два года — новая трагедия: ей ампутируют до колена правую ногу. И как утешение — в том же, 1953, году проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Она счастлива. Она, как всегда, смеется. И чуточку подтрунивает над собой. Вот, мол, какая я знаменитость. Не хуже Риверы...
 Ни на одном автопортрете Фрида не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные черные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идея ее картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой.

The Two Fridas, 1939

 Символика художницы, говорят искусствоведы, опирается на национальные традиции, тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего и Фрида собирали всю жизнь, находится сейчас в саду "голубого дома". Каменные идолы, такие же каменные животные схоронились под пальмами и кактусами. Тут и там выглядывают индейские маски. Здесь есть даже — редкость для иного этнографического музея — каменная плита с кольцом для игры в мяч — древняя и совсем небезобидная забава мексиканских индейцев: ведь капитан проигравшей команды приносился в жертву богам.

What the Water Gave Me, 1938

 В 1940-е гг. картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физические страдания, меняют её душевное состояние, что ярко отражается в Дневнике, ставшем культовым среди её поклонников. 
Чтобы не было мучительно больно, за восемь дней до смерти она заканчивает натюрморт с арбузами.



 Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, во вторник 13 июля 1954 года. На следующий день близкие собрали ее любимые украшения, в том числе старинное, еще доколумбовых времен, ожерелье, дешевенькие простые вещицы из морских ракушек, которые она особенно любила, и положили все это в серый гроб, установленный в "Бельяс Артес" — Дворце изящных искусств. Гроб накрыли черным покрывалом, который спускался до самого пола, усыпанного красными розами. Одноклассник Фриды Кало— Артуро Гарсиа Бустос, как и она, увлеченный революционными идеями, принес красное знамя с серпом и молотом в центре белой звезды и положил его на гроб. Возник скандал, который быстро замяли, убрав знамя. Рядом с Диего Риверой стояли бывший президент Мексики Ласаро Карденас, известные художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор.
 Ее картины извлекли из полузабвения в середине 80-х. Именно тогда цены на ее работы стали подниматься в десятки и сотни раз, побивая все рекорды на крупнейших аукционах. Уж очень она пришлась ко двору наступившей «эре политкорректности» и к маячившему за ней «левому антиглобализму». В 1979 году «Дерево надежды» Фриды Кало продавалось за 15 тысяч долларов. Через двадцать лет «Автопортрет с обезьянкой и попугаем» приобретается на аукционе Сотбис в Нью-Йорке за 5 миллионов долларов. Фильм, опера, балеты по мемуарам Фриды Кало, бесчисленные альбомы и книги, ей посвященные.



Фильм Фрида (2002)
Фильм «Фрида» (англ. Frida), 2002 года рассказывает о жизни  художницы. Снимался он на ее родине. Главную роль исполнила мексиканка арабского происхождения - Салма Хайек. В центре сюжета - отношения художницы с мужем, знаменитым художником Диего Риверой (Альфред Молина). Фильм снят по книге "Фрида: Биография Фриды Кало" Хайден Херреры. В 2002 году фильм «Фрида» завоевал две премии Оскар в номинациях «Лучшая музыка к фильму» и «Лучший грим».

Какую боль человек в состоянии выдержать и выжить, не сломаться, не покончить счеты с жизнью? А хрупкая женщина? 

 Это фильм о жажде к жизни, о надежде и отчаянии, о силе духа, таланте и любви. Он сделан женщинами, для женщин и про женщин.
Салма Хайек очень органично вписалась в эту роль, она показала нам страстную натуру Фриды. Привлекает то, что из художницы не сделали икону, показали ее боль, отчаяние, попытки заглушить все это алкоголем.

Интересные факты
 Чтобы донести вcю правду о Фриде Кало, Хайек научилась рисовать и выработала особую походку Фриды 
Племянница Фриды Кало была настолько впечатлена фильмом, что подарила Сальме Хайек ожерелье художницы.
 На главную роль претендовала Мадонна, поклонница творчества Фриды, но ей отказали.
 На мексиканской студии "Чурубуско" была сооружена точная копия "голубого дома", где всю жизнь прожила Фрида. В подлинном доме, ставшем музеем, съемки проводить запрещено. 
 История жизни Фриды уже была экранизирована мексиканским режиссером Полем Ледуком в 1984 году.

Цитаты
Прочнее стали с нежностью бабочки
Зачем мне ноги, если есть крылья?
— Вы тоже художница, миссис Ривьера?
— О нет, я всего лишь убиваю время.
Это был просто трах, в рукопожатии и то больше чувства!— Что нужно для успешного брака?
— Короткая память.
— А почему ты женился?
— Я не помню.
Мечтаю уйти радостно и никогда не возвращаться.
Я хочу, чтобы вы сожгли это предательское тело. Не хороните меня. Я и так слишком много лежала.
В моей жизни было два главных несчастья, Диего: авария в трамвае и знакомство с тобой. Второе намного тяжелее.
Ну о чем вы, разве жизнь — не вечный карнавал?

Отзывы
 Страдание, страсть, талант, мужество, красота, любовь...
 Cнизошло озарение-никогда нельзя рассматривать творчество отдельно от биографии...Мне до фильма не понравились ее картины,но по ходу фильма я их увидела поняла.
 Горький фильм, не грустный, не печальный, а именно горький. И, наверное, еще певучий, вся музыка очень тонко вплетена в повествование. ...И все время было по-человечески обидно за нее и судьбу, такая талантливая и столько боли ей одной.
 Достаточно легкий и динамичный в восприятиии, но насыщенный такой волей и стремлением жить и творить и быть нужной и любить, этой маленькой хрупкой очень красивой женщиной...
 Очень красивый, колоритный фильм. вызывает миллион разных эмоций. сильная- очень сильная женщина.
 Я детально изучила каждую картину, созданную этой художницей. В них отражены печаль и горечь больной женщины, которая так яростно скрывала от окружающих все свои слабости.
 После этого фильма начинаешь чувствовать, что ты в этой жизни делаешь что-то не так, не так ...
 Люблю Фриду Кало и фильм “Фрида” тоже. Просто шедевр. Насколько же он яркий, завораживающий, живой, колоритный, темпераментный. Первый раз смотрела, не могла оторваться, потом пересматривала уже вдумчиво и с еще большим наслаждением.
Фрида просто чудесная! Талантливая, смелая, обворожительная, стойкая. Сколько у нее произошло драматических тяжелых событий, но она, пережив боль, всегда оставалась сильной. Еще и с юмором. Очень ранимая оптимистка. Хрупкая женщина с железной волей.

Когда вспоминают о фильме, чаще всего показывают танго. Оно замечательно.
Но для меня это все же Две Фриды и Троцкий..
Сердце замирает, когда 83-летняя Чавела Варгас, патронесса мексиканских кабаре (и некогда любовница настоящей Фриды!), хрипло затягивает песню о смерти…



Комментариев нет: